Алчность и снобизм
Понятно, что ненависть и агрессию бедных и непросвещенных "простых людей" провоцирует телевидение. Их грех осуждать. Их доверчивость – не вина, а беда. Они «по Европам» не мотаются, жизни вне России не знают, интернетом толком пользоваться не умеют, привыкли верить в то, что важные дядьки авторитетно по телеку вещают. Завтра по ящику расскажут, что «оказался наш отец не отцом, а сукою» (А. Галич) - они и в это поверят.
Другое дело российский «средний класс»: обладатели корочек о высшем образовании, новых иномарок и многократных шенгенских виз. Именно на их поддержку опирается нынешний режим, именно они заслуживают жесткого морального осуждения. Ведь они, в подавляющем большинстве, не верят во всю эту телемуру. У них есть достаточно информации, чтобы сформировать свое собственное, а не навязанное мнение. Но именно они - хваленые «креаклы» (не все, конечно), которые еще недавно, во времена Болотной, считались, чуть ли не революционной силой, создают всю эту ахинею в многочисленных пропутинских СМИ; пишут, снимают, составляют ПР-стратегии, «лепят креатифф», изображают культурную общественность.
Причина поддержки Путина со стороны народных масс - невежество, которым пользуются ловкие манипуляторы. Поддержка путинского империалистического курса со стороны значительной части среднего класса имеет две причины: продажность и снобизм.
Продажность, конечно, рулит. Как писал один автор еще в прошлом веке: «Наша так называемая интеллигенция продается, торгует собой - как баба бубликами на базаре». Так и сейчас - энергично с шутками-прибаутками, громко зазывая клиентов, торгует собой, так называемый креативный класс. И политические взгляды «креаклов» не имеют к этому никакого отношения. Знаю случай, когда люди за деньги организовывали черную кампанию по дискредитации некой партии, а потом дружно шли за нее голосовать (потому что, оказывается, она им была «идейно близка»).
Многие «креаклы» работают на власть потому, что она и аффилированные с ней структуры - самый богатый, едва ли не единственный платежеспособный сегодня клиент на этом рынке. Вот они ее и обслуживают. Закон рынка суров: кто платит, тот и заказывает музыку. Наших телепропагандистов сравнивают с Геббельсом. Но это, конечно, некорректное сравнение. Геббельс был идейный преступник. Он лгал и разжигал ненависть ради своих завиральных идей. А российские телеманипуляторы совершает, выражаясь юридическим языком, "преступление из корыстных побуждений". Их мотивация такая же, как банального уголовника, крадущего у бабушки кошелек.
Но средний класс – это не только «креаклы», работающие на Кремль. Вторая после корысти причина поддержки путинской агрессии со стороны небедной, образованной столичной (и не только) публики - снобизм. Дело в том, что относительно состоятельные москвичи (и в меньшей степени жители других крупных городов) привыкли видеть в украинцах гастарбайтеров, а Украину считать второсортной, нищей страной, жители которой только и мечтают, чтобы запродаться в московскую кабалу (таково ее место в их москвацентричной шизокартине мира). Украинцы для них - это обслуга: домработницы, няни, кухарки, строители дач, ремотники и т.п. К гастарбайтерам буржуазные москвичи относятся примерно, как нацисты во время войны относились к угнанным с территории СССР остарбайтерам. То есть, по сути, как к рабам, людям второго сорта: со смесью презрения и лицемерно-брезгливой жалости. А тут вдруг «рабы» посмели восстать! Сбросили своего жулика-президента («а мы-то своего терпим»). Интегрируются с Европой («а мы-то, наоборот, все больше в своей лапотной глуши огораживаемся»). «Это что за фигня такая? Моя хохлушка-кухарка будет ездить в Шенген, как «белый человек» без визы, а я нет?». Естественно, московские снобы поражены в самое сердце. Они возмущенны и негодуют. «Хохлы хотят быть круче нас! Мы перед путинскими чиновниками на полусогнутых ходим, а они свободы захотели! Европы захотели! Обнаглело рабье племя... Не будет этого. Мы их поставим на место! Мы их танками, мы их Градом! Мы, вместе с Путиным, и хохлов под себя снова подомнем, и всех, кто на Западе от нас нос воротит (мол, воняем сильно), опять заставим бояться».
На подобных рассуждениях, чаще всего непроизносимых вслух, и даже четко не артикулированных, но мощно рвущихся из коллективного подсознательного, основывается поддержка путинского курса большинством столичного среднего класса.